Отт Тянак (Ott Tanak) родился 15 октября 1987 года в Эстонии, в Кярла на богатом гоночными традициями острове Сааремаа.
В начале раллийной карьеры ментором и помощником Тянака был Маркко Мартин, бронзовый призёр Чемпионата мира по ралли 2004 года. Отт выиграл чемпионат Эстонии по ралли в 2008 и 2009 годах, выступая за команду Маркко Мартина.
Дебют Тянака на Чемпионате мира по ралли состоялся в 2009 году на Ралли Португалии, которое он завершил на общем 20-м месте. В сентябре 2009 Молодой эстонец выиграл европейскую серию Pirelli Star Driver. Это дало ему возможность выступить на шести этапах Чемпионата мира по ралли в сезоне 2010.
В 2010-м он победил в категории PWRC на Ралли Финляндии и Ралли Великобритании.
В 2011 году Тянак проехал 7 этапов на Ford Fiesta S2000, подготовленном командой ММ-Motosport Маркко Мартина. На заключительном этапе сезона Ралли Великобритании (Уэльса) он дебютировал на Ford Fiesta спецификации WRC, команды M-Sport Stobart, тестируя шины китайского поставщика DMACK в рамках их подготовки к дебюту в чемпионате в 2012 году. Этот этап Отт закончил на шестом месте.
После этого он был зачислен в британскую команду M-Sport Ford World Rally Team на весь сезон 2012 года (товарищем по команде Тянака являлся россиянин Евгений Новиков). Лучшим достижением стало третье место на Ралли Италии и восьмое итоговое место в личном зачете. Но после ухода Ford из WRC в 2013 году Отту не досталось места M-Sport.
В Чемпионате мира 2013 года Тянак не выступал, участвуя в Чемпионате Эстонии.
В 2014 году эстонец вернулся в Чемпионат мира в составе команды Drive DMACK World Rally Team с новым старым штурманом Рэйго Молдером, сосредоточившись на категории WRC2. Дважды стартовал за M-Sport: в Швеции (пятое место) и в Португалии (сход). На заключительном этапе чемпионата Ралли Великобритании, Отт Тянак стартовал на клиентском Ford Fiesta RS WRC при поддержке DMACK, и занял седьмое место.
В 2015 году Отт Тянак вновь защищал цвета команды M-Sport в течение всего сезона. Наилучшим достижением стало третье место на Ралли Польши.
На сезон 2016 он потерял место в основном составе M-Sport из-за нестабильности результатов, но благодаря возобновлению сотрудничества с производителем шин DMACK остался в пелетоне WRC. Новая команда WRC DMACK World Rally Team работала с Ford Fiesta RS WRC в тесном партнерстве с M-Sport, а программа Тянака включала все 14 этапов серии.
На Ралли Польши Отт Тянак стал как главным героем, так и главным разочарованием ралли. Пилот DMACK WRT лидировал большую часть соревнований, записал девять самых быстрых времен на спецучастках, и это на Ford Fiesta RS WRC! Только ради того, чтобы потерять первую победу в WRC, после прокола передней правой шины DMACK на предпоследнем спецучастке.
По окончании сезона Отт Тянак получил высшую награду «WRC Пилот года», так как за него проголосовало большинство болельщиков на официальном сайте чемпионата wrc.com.
В сезоне 2017 года эстонский пилот снова выступает в основном составе M-Sport. И сильно смотрится даже на фоне четырёхкратного чемпиона мира Себастьена Ожье. Он выиграл больше спецучастков, чем Ожье, и, наконец, добился своей первой победы в WRC на Ралли Италии. Вторая победа на Ралли Германии не заставила себя долго ждать.
В 2018 году Тянак, присоединится к Яри-Матти Латвале и Эсапекке Лаппи в TOYOTA GAZOO Racing WRT . Сезон он начинал не очень хорошо, с двумя «нулями» в Мексике и Португалии, но с победой в Аргентине. Три победы подряд в Финляндии, Германии и Турции подвели его к чемпионству на расстояние броска камня, учитывая превосходство, которое к тому моменту имела его Toyota Yaris WRC. Тем не менее, фиаско в Великобритании, а затем и не совсем удачное выступление в Испании, привели эстонца в Австралию, почти без шансов. Но он выиграл больше спецучастков , чем кто-либо, и пролидировал больше СУ, чем любой другой водитель. Поэтому многие ставили его на первое место в списке фаворитов на 2019 год.
И не ошиблись. Одержав больше всех побед в сезоне, эстонец стал чемпионом мира по ралли, прервав 15 летнюю гегемонию французских водителей.
Не удовлетворившись титулом, Тянак решил искать новый вызов, перейдя в Hyundai. В сезоне 2020, будучи чемпионом мира, он мог носить номер 1, но решил сохранить 8, который он использовал в сезоне 2020. Защиту титула эстонец началась с крупной аварии на Ралли Монте-Карло. Затем занял два вторых места подряд в Швеции и Мексике до вынужденного перерыва из-за пандемии Covid-19. Рестарт чемпионата был дан на Ралли Эстонии, где Тянак показал свою лучшую версию, одержав домашнюю победу и первую с Hyundai. Следующие два ралли не были хороши из-за проблем с надежностью Hyundai i20 Coupe WRC. На ралли Турции у него были проблемы с управлением, а на Ралли Сардинии — с подвеской. На заключительном этапе в Монце, Тянак не показал темп, но смог выжить в сложных условиях, и воспользовавшись проблемами других гонщиков, финишировал на второй позиции. Он закончил свой первый сезон с Hyundai на третьей позиции чемпионата мира.
Сезон 2021 начался так же, как и предыдущий, — со схода на Ралли Монте-Карло. И в дальнейшем Тянаку не везло – проблемы с подвеской, которые преследовали Hyundai, вполне возможно, стоили ему пары побед. Но даже когда дела шли хорошо, Отт никогда не казался полностью счастливым или довольным. Нет никаких сомнений, что машину Hyundai было трудно освоить, и эстонец так и не овладевал ею.
Статистика выступлений
Отта Тянака в WRC
(По результатам Ралли Испании 2021)
Стартов, всего: | 123 | Количество сходов: | 21 (17,1%) |
Первый старт в WRC: | Ралли Португалии 2009 | Первый финиш в WRC: | Ралли Португалии 2009 |
Всего побед: | 14 (11,4%) | Подиумов, всего: | 34 (27,6%) |
Первая победа: | Ралли Италии 2017 | Первый подиум: | Ралли Италии 2012 |
Всего очков: | 1103 | Первый финиш в очках: | Ралли Мексики 2011 |
Первая победа: | Ралли Италии 2017 | Лучший результат в чемпионате | 1 — 2019 |
Выигранных СУ, всего: | 248 | Первый выигранный СУ: | Ралли Швеции 2021, СУ14 |
Карьера по годам
Год | Команда | 🟢 | 🏆 | 🏅 | ❌ | Очки | Место |
2009 | MM Motorsport, — | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | — |
2010 | -, Pirelli Star Driver | 7 | 0 | 0 | 3 | 0 | — |
2011 | -, Stobart | 8 | 0 | 0 | 1 | 15 | 15 |
2012 | M-Sport | 13 | 0 | 1 | 5 | 52 | 8 |
2014 |
M-Sport, Drive Dmack, — |
10 | 0 | 0 | 2 | 17 | 15 |
2015 | M-Sport | 13 | 0 | 1 | 1 | 63 | 10 |
2016 | DMACK | 13 | 0 | 2 | 2 | 88 | 8 |
2017 | M-Sport | 13 | 2 | 7 | 1 | 191 | 3 |
2018 | Toyota | 13 | 4 | 6 | 2 | 181 | 3 |
2019 | Toyota | 13 | 6 | 9 | 0 | 263 | 1 |
2020 | Hyundai | 7 | 1 | 3 | 1 | 105 | 3 |
2021 | Hyundai | 11 | 1 | 4 | 2 | 128 | 5 |
Все материалы об Отте Тянаке на нашем сайте⇒