Яри-Матти Латвала (Jari-Matti Latvala) родился 3 апреля 1985 года в Тёуся (Финляндия) в «раллийной» семье. Его отец участвовал в соревнованиях по автоспорту с 1981 года.
Уже в четыре года Яри-Матти Латвала сел за руль гоночного карта. В восемь лет отец подарил ему раллийный автомобиль.
Стартовал на своем первом ралли в Финляндии, когда ему было 16 лет.
Еще не достигнув совершеннолетия, юный Латвала в 2002 году принял участие в Чемпионате мира по ралли в Великобритании уже на профессиональной основе.
C середины 2003 года его бессменным штурманом являлся Миикка Анттила (Miikka Anttila). В этом же году он выиграл итальянский Subaru Cup и, в возрасте всего 18 лет.
В 2007 году Яри-Матти провел свой первый полный сезон в WRC за команду Stobart VK M-Sport. Финиш на третьем месте на Ралли Ирландии стал его первым подиумом в WRC.
В 2008 году Латвала перешёл уже в заводскую команду BP-Ford Abu Dhabi World Rally, где на Ралли Швеции одержал свою первую победу — став самым молодым победителем в Чемпионате мира по ралли. На тот момент ему исполнилось всего 22 года и 313 дней. Этот рекорд не превзойден до сегодняшнего дня.
Латвала выступал за Ford по 2012 год включительно. При этом в 2010 году он стал вицечемпионом мира.
С 2013 года Яри-Матти Латвала выступал за команду Volkswagen Motorsport.
В 2014 году Яри-Матти Латвала оказался единственным человеком, способным бросить вызов Себастьяну Ожье с точки зрения прямой скорости, и он был более чем достойным противником своего напарника по Volkswagen. Победы
финна в Швеции, Аргентине, Финляндии и Франции поддерживали его шансы до предпоследнего этапа в Испании, но сходы в Португалии и Германии (когда у него был хороший шанс надавить на Ожье) означали, что он все время оставался догоняющим.
В сезоне 2015, иногда, будучи быстрее, чем Себастьен Ожье, Яри-Матти Латвала вновь наслаждался и терпел. Пожалуй, продолжая оставаться ближайшим соперником Ожье в плане чистого темпа, Латвала добился убедительных побед в Португалии, Финляндии и Франции, но недостатки, которые препятствовали в предыдущие сезоны, продолжали удерживали его от какого-либо давления на напарника по Фольксвагену в борьбе за титул.
2016 год стал для Латвалы даже более жёстким, чем другие, ибо вместо того, чтобы лидировать, он расположился на шестой позиции с несколькими нулями в своём шкафчике (Монте-Карло, Швеция, Аргентина, Германия и Испания). Победа в Мексике стала лучшим моментом, кроме вторых мест на Сардинии и в Финляндии.
После неожиданного выхода команды Volkswagen из чемпионата мира, в сезоне 2017 Яри-Матти оказался в возвратившейся в чемпионат Toyota. Уже на своём втором старте финн поднялся на вершину пьедестала Ралли Швеции, принеся производителю первую с 1999 года победу.
В сезоне 2018 года, несмотря на некоторые ошибки и проблемы надёжности, финн демонстрировал самоотречение, и всё-таки достиг четвёртого места в чемпионате. Победа в Австралии, 18-я в его карьере, позволила ему закончить 2018 год на позитивной ноте.
Чемпионат 2019 года Латвала завершил седьмым, с двумя подиумами в Финляндии и Германии, но без побед. В результате остался без места в команде Toyota.
В конце 2020 года было неожиданно объявлено, что Латвала в 2021-м станет новым директором раллийной команды Toyota Gazoo Racing.
Карьера в WRC в цифрах
(По результатам Ралли Швеции 2020)
Старты, всего | 209 — рекорд WRC | Сходы, всего | 33 (15,8%) |
Первый старт | Ралли Великобритании 2002 |
Первый финиш | Ралли Великобритании 2002 |
Победы, всего | 18 (8,6%) | Подиумы, всего | 67 (32,1%) |
Первая победа | Ралли Швеции 2008 | Первый подиум | Ралли Ирландии 2007 |
Вторых мест | 25 | Третьих мест | 24 |
Финишей в очках | 139 | Первый финиш в очках | Ралли Австралии 2006 |
Первая победа | Ралли Швеции 2008 | Лучший результат в WRC | 2 — 2010, 2014, 2015 |
Победы на СУ, всего: | 539 | Очки, всего: | 1668 |
Статистика по годам
Сезон | Команда | С т а р т ы |
П о б е д ы |
П о д и у м ы |
С х о д ы |
Очки | Место |
2002 | — | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | — |
2003 | Ford | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | — |
2004 | — | 11 | 0 | 0 | 7 | 0 | — |
2005 | — | 9 | 0 | 0 | 4 | 0 | — |
2006 | -, Stobart | 11 | 0 | 0 | 1 | 9 | 13 |
2007 | Stobart | 16 | 0 | 1 | 3 | 30 | 8 |
2008 | Ford, Stobart | 15 | 1 | 6 | 1 | 58 | 4 |
2009 | Ford | 12 | 1 | 4 | 2 | 41 | 4 |
2010 | Ford | 13 | 2 | 6 | 1 | 171 | 2 |
2011 | Ford | 13 | 1 | 8 | 0 | 172 | 4 |
2012 | Ford | 12 | 2 | 7 | 2 | 154 | 3 |
2013 | Volkswagen | 13 | 1 | 7 | 1 | 162 | 3 |
2014 | Volkswagen | 13 | 4 | 8 | 1 | 218 | 2 |
2015 | Volkswagen | 13 | 3 | 7 | 1 | 183 | 2 |
2016 | Volkswagen | 13 | 1 | 3 | 1 | 112 | 6 |
2017 | Toyota | 13 | 1 | 3 | 2 | 136 | 4 |
2018 | Toyota | 13 | 1 | 5 | 3 | 128 | 4 |
2019 | Toyota | 13 | 0 | 2 | 1 | 94 | 7 |
2020 | — | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | — |