Себастьен Ожье (Ogier Sebastien) родился 17 декабря 1983 года в Гап (Франция).
Свою гоночную карьеру Себастьен начал в возрасте 22 лет, приняв участие в профессиональных соревнованиях молодых талантов Французской автоспортивной федерации (FFSA) «Rallye Jeunes», где занял первое место.
Следующий крупный успех пришел в 2008 году, когда он выиграл Чемпионат мира по ралли среди юниоров (FIA Junior World Rally Championship или J-WRC). Свою победу Ожье одержал на Citroën C2 категории Super 1600, выступая за команду Equipe de France FFSA.
Неудивительно, что на 2009 год Себастьян подписал контракт с группой Citroën Junior Team, дочерним проектом заводской команды Citroën, на участие в Чемпионата мира по ралли. Этот сезон Ожье отметил первым подиумом в WRC, заняв второе место на ралли Акрополис (Acropolis Rally). Это стало и первым в истории WRC случаем, когда в первой тройке оказался Citroën не заводской команды.
Сезон 2010-го Себастьен продолжил в составе Citroën Junior Team. В этом году ему удалось одержать свою первую победу в гонках Чемпионата мира на Ралли Португалии. Отмечая такие успехи Citroën пригласил Ожье выступить на оставшихся гравийных ралли сезона уже за заводскую команду. Победив ещё и на Ралли Японии, Ожье по окончанию сезона подписал с Citroen трехлетний контракт.
В сезоне 2011 года Ожье занял третье место в общем зачете WRC, одержав столько же побед, как и ставший восьмикратным чемпионом мира лидер команды Себастьен Лёб. Именно эти успехи Ожье и его чемпионские амбиции пошли вразрез с политикой руководства команды и в конце сезона контракт с ним был досрочно расторгнут.
Но Себастьен не остался без работы. Уже в декабре 2011 года Ожье стал победителем Гонки чемпионов 2011 и завоевывал титул Чемпиона Чемпионов, выступая в качестве пилота Volkswagen.
В сезоне 2012 года Ожье выступал в классе S2000 на менее мощной, по сравнению с автомобилями WRC, Škoda Fabia и работал над развитием нового Polo R WRC для дебюта Volkswagen в Чемпионате мира по ралли в 2013 году. Тем не менее и в этом сезоне ему удалось блеснуть — на Ралли Сардинии француз стал первым в истории пилотом, выигравшим спецучасток этапа WRC, выступая на машине категории S2000.
В сезоне 2013 года Ожье выступал уже в полную силу на Polo R WRC. Наиболее примечательными моментами этого сезона стали:
— первая победа для команды Volkswagen на ралли Швеции;
— первая в карьере гонка, выигранная с лидированием от старта до финиша ралли, включая победу и на Power Stage в Италии;
— первая победа в гонке с лучшим временем на более чем половине спецучастков в Финляндии, включая легендарный СУ Ouninpohja, на котором он побил рекорд с показателем 15:08.9, средняя скорость составила 130,75 км/ч;
— досрочное завоевание первого титула чемпиона мира на первом же спецучастке домашнего ралли Франции;
— рекорд в WRC с 290 очками за сезон (до этого лучший результат был у Себастьена Леба, в 2010 с 276 очками).
В сезоне 2014 года в упорной борьбе с коллегой по команде Яри-Матти Латвалой буквально до последнего спецучастка Ралли Испании Себастьен Ожье завоевал второй титул чемпиона мира по ралли. При этом, он стал восьмым водителем в истории, завоевавшим титул более чем один раз.
Третий подряд титул в 2015 году уже можно расценивать как обозначение эпохи Себастьена Ожье в мировых соревнованиях по ралли. Француз вновь был слишком быстр и слишком последователен для соперников, чтобы можно было рассмотреть вопрос о каком то убедительную давлении на него.
Себастьен Ожье и Жюльен Инграссиа начали свой сезон лучше, чем когда-либо, с трех побед подряд, Впоследствии Ожье удалось довести число побед до восьми в 13 ралли, подтверждая столь же всеобъемлющие успехи в 2013 и 2014 годах за рулем все-доминирующего Volkswagen Polo R WRC. Ошибка в конце Ралли Испании не в счет, это его единственная ошибка за год. В целом Ожье укрепил свое преимущество над соперниками в 2015 году.
На Ралли Германии Ожье принес Фольксвагену первую победу на домашнем этапе WRC.
Одержав свою 31-ю победу на Ралли Австралии, Себастьен Ожье опередил в мировом рейтинге Маркуса Гронхольма, (30 побед) и стал вторым в истории WRC по этому показателю. Впереди остается только Себастьен Леб с 78 победами.
Сезон 2016 года оказался психологически трудным. До Ралли Великобритании Ожье не мог выиграть ни один гравийный этап. Те не менее на Ралли Испании он вместе с Жюльеном Инграссиа досрочно стал четырёхкратными чемпионами мира. Пилот из французской провинции Гап по количеству наград в WRC присоединился к «летучим» финнам, Юхе Канккунену и Томми Мякинену.
Но, казалось бы уже проторенная дорога к новым достижениям внезапно оборвалась — Фольксваген вышел из WRC! В сжатые сроки пришлось искать новую команду. На 2017 год ей стал М-Спорт.
Сезон оказался изнурительным. Тем не менее, в Уэльсе Ожье и Инграссиа были в пятый раз коронованы чемпионами мира. К тому моменту Ожье удалось взыграть только 2 из 12 прошедших ралли. Только 21 раз показать лучшее время на спецучастках (8% пройденных к тому времени), меньше товарищей по команде Элфина Эванса и Отта Тянака, и более чем в два раза меньше Тьерри Невилля! К тому же удалось выиграть всего один Power Stage.
В 2018 году Себастьен Ожье завоевал свой шестой подряд титул чемпиона мира по Ралли, и он достался ему очень трудно. В какой то момент в общей классификации его обошёл Тьерри Невилль, а затем и Отт Тянак. После очередной неудачи на Ралли Турции, Себастьен Ожье объявил о возвращении в 2019 году в Citroën Racing. Но благодаря четырём победам, регулярному сбору очков и помощи товарищей по команде Элфина Эванса и Теему Сунинена, которые несколько раз жертвовали своими результатами для его блага, Себастьен Ожье выиграл чемпионат.
Несмотря на 8 подиумов, включая 3 победы, сезон 2019 в новой команде оказался непростым. Ciroen C3 WRC практически не развивался и всё больше отставал от соперников. Ожье не смог защитить титул, пропустив вперёд не только Отта Тянака, но и Тьерри Невилля. В результате француз разорвал контракт с «Двумя шевронами» и перешёл в Toyota.
2020-й доложен был стать последним в WRC, но сильно сокращённый из-за пандемии Covid-19, не удовлетворил Ожье, и он решил продолжать. Тем более, что по итогам сезона он стал семикратным чемпионом мира.
В 2021 году он снова объявил о планах уйти в отставку в конце сезона. Ожье начал сезон с 7-й победы в Монте-Карло, которая также стала его 50-й победой в карьере. Однако в следующем месяце неудачно выступил на заснеженных спецучастках Арктического ралли Финляндии 2021, включая аварию, которая стоила ему почти 10 минут. Но последовавшие ещё четыре победы позволили Себастьену взять восьмой титул чемпиона мира. По завершении сезона его штурман Жюльен Инграссия сообщил о своей отставке. Ожье, со своей стороны, решил ещё поучаствовать в нескольких ралли 2022 года за Toyota.
Карьера в WRC в цифрах
(По результатам Ралли Монцы 2021)
Стартов всего | 168 | Количество сходов | 15 (8,9%) |
Первый старт в WRC | Ралли Мексики 2008 | Первый финиш в WRC | Ралли Мексики 2008 |
Всего побед | 54 (32,1%) | Подиумы | 91 (54,2%) |
Первая победа | Ралли Португалии 2010 | Первый подиум | Акрополис — Ралли Греции 2009 |
Вторых мест | 20 | Третьих мест | 17 |
Финиши в очках | 137 | Лучший результат в чемпионате | 1 — 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2020, 2021 |
Побед на СУ | 632 | Общее количество очков | 2537 (Рекорд WRC) |
Статистика по годам
Год | Команда | С т а р т ы |
П о б е д ы |
П о д и у м ы |
С х о д ы |
Очки | Место |
2008 | Equipe de France FFSA |
8 | 0 | 0 | 1 | 1 | 21 |
2009 | Citroën | 12 | 0 | 1 | 4 | 24 | 8 |
2010 | Citroën | 13 | 2 | 6 | 1 | 167 | 4 |
2011 | Citroën | 13 | 5 | 7 | 2 | 196 | 3 |
2012 | Volkswagen | 12 | 0 | 0 | 2 | 41 | 10 |
2013 | Volkswagen | 13 | 9 | 11 | 0 | 290 | 1 |
2014 | Volkswagen | 13 | 8 | 10 | 1 | 267 | 1 |
2015 | Volkswagen | 13 | 8 | 9 | 1 | 263 | 1 |
2016 |
Volkswagen | 13 | 6 | 11 | 0 | 268 | 1 |
2017 | M-Sport | 13 | 2 | 9 | 1 | 232 | 1 |
2018 | M-Sport | 13 | 4 | 6 | 1 | 219 | 1 |
2019 | Citroën | 13 | 3 | 8 | 0 | 217 | 3 |
2020 | Toyota | 7 | 2 | 5 | 1 | 122 | 1 |
2021 | Toyota | 12 | 5 | 7 | 0 | 230 | 1 |
Все материалы о Себастьене Ожье⇒