2008 - Себастьен Лёб - Citroën C4 WRC HYmotion4

WRC 2022. Проблемы гибридизации

Это уже избитая тема. Гибридная технология могла стать частью нового технического регламента WRC ещё в 2017 году. Тем не менее, на World Rally Car до сих пор источником механической энергии остаётся только традиционный двигатель внутреннего сгорания 1,6 турбо.

Хотя, FIA уже объявила о введении гибридов в конце текущего цикла норматирования с 2022 года, дискуссии на эту тему не утихают. Никто из производителей уже не против, а даже за двумя руками. Но теперь они утверждают, что не успеют разработать и испытать гибридные автомобили к заявленному сроку. Неужели ралли настолько трудно для имплантации электрического движителя?

В настоящее время большинство международных серий под контролем FIA успешно внедрили гибридные технологии. Формула E , чемпионат по автогонкам на выносливость и Формула 1 используют электрические системы уже несколько лет. А WTCC и WRC остались в стороне, и у WRX не получается.

То, что гибридный World Rally Car не декларация о намерениях с оттенком утопии, было доказано более десяти лет назад. Первый и пока единственный на 100% функциональный раллийный автомобиль был постоен Citroën Racing ещё в 2008 году. Это был Citroen C4 WRC Hymotion4. Тогда инженерны «двух шевронов» превратили участвующий в чемпионате автомобиль в экологически дружественный.

Следует подчеркнуть, что это был не макет, для демонстрации на стенде автосалона, а полностью работоспособный автомобиль, который даже испытали пилоты официальной команды в Чемпионате мира по Ралли, — Себастьен Лёб и Дани Сордо.

Литий-ионная батарея и генератор, размещённый в задней части Citroen C4 WRC Hymotion4
Литий-ионная батарея и генератор, размещённый в задней части Citroen C4 WRC Hymotion4

Что касается философии, то прототип не очень сильно отличался от World Rally Car 2,0 turbo. Электрический двигатель установили на задней оси, и он питался от литий-ионной батареи из 990 секций. Генератор, также размещённый в задней части, возвращал часть энергии при торможении, таким образом подзаряжая батарею. Именно здесь и была выявлена первая проблема, — перегрев тормозных дисков, что, очевидно, снижало их эффективность, особенно на асфальте.

И эта проблема была не единственной. Электрический двигатель и блок управления охлаждались водой, а батарея потоком воздуха внутри салона. Это поднимало температуру внутри, снижая работоспособность экипажа. К тому же выяснилось, что аккумулятор теряет ёмкость при температуре выше 65 градусов. Но это можно списать на несовершенство тогдашних технологий.

Тесты Citroen C4 WRC HYmotion4 Дани Сордо
Тесты Citroen C4 WRC HYmotion4 Дани Сордо

Были проблемы, актуальные и сегодня. Естественно, выросла масса. К 1.230 кг сухой массы базового Citroën C4 WRC добавилось 130 кг, из них около 110 кг внесли Li-ion батареи. Это неизбежно повлияло на распределение веса, а центр тяжести переместился выше. По словам Дани Сордо, автомобиль на асфальте стал больше проявлять избыточную поворачиваемость. Однако, и скорость была явно выше.

К 330 л.с. двигателя 2,0 турбо добавилось ещё 170 л. с. что, в теории, обеспечивала электрическая компонента. В общей сложности, около 500 л. с. мощности, когда одновременно работали обе системы. Вырос и максимальный крутящий момент, потому что электродвигатель обеспечивал на задней оси дополнительные 300 Нм. Такие цифры больше свойственны грузовикам, а не привычным нам автомобилям Чемпионата мира по ралли.

Очевидно, что если сейчас FIA беспокоится об опасных скоростях , которые могут развивать WRC спецификации 2017 года, трудно представить, что федерация допустит на спецучастки автомобили с 500 л. с. максимальной мощности при весе около 1300 кг. Поэтому, возможно, будут установлены другие режимы использования гибридной составляющей. Например 100% электрический режим на секциях связи, а на спецучастках только ДВС. Прототип в своё время позволял проехать до 40 км в дорожном режиме, не используя ни одного литра ископаемого топлива.

Другой вариант — запретить использовать всю доступную до истощения батарей максимальную мощность, поддерживая её на уровне, который имеют текущие автомобили, что значительно сократит потребление топлива.

С момента создания Citroen C4 WRC Hymotion4 прошло много времени, гибридные технологии шагнули вперёд и созданные с их использованием автомобили покорили Pikes Peak и городские улицы. Но остаётся странное ощущение. Новые технологии внедряются в автоспорт, но использование их преимуществ тут же ограничивается, оставляя на плечах инженеров и водителей дополнительную нагрузку по борьбе с их недостатками.

Избежит ли WRC тех проблем, которые достались при гибритизации, например, Формуле 1? Сохранится ли дух ралли? Будем надеяться!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.