Прототип гибридного Ситроена

WRC 2022. Гибриды на трубчатом шасси

Мы были отвлечены событиями на Ралли Италия Сардиния, когда 14 июня Всемирный совет FIA по автоспорту своими решениями менял ландшафт современного Чемпионата мира по ралли. Начиная с 2022 года были официально одобрены гибридные автомобили WRC, и сообщены некоторые подробности новой эры чемпионата, в частности, что в городах будет использоваться только электричество, а на спецучастках электродвигатели совместно с ДВС для повышения мощности.

Хотя предстоит ещё многое узнать о новом техническом регламенте, уже ясно, что невозможно внедрить систему, похожую на LMP1-H, не говоря уже о будущих Hypercars, у которых гибридная часть силовой установки должна иметь привод только на передние колёса, и может быть активирована лишь после достижения 120 км/ч в сухих условиях, чтобы не создавать чрезмерного преимущества в отношении обычных механических автомобилей.

Автомобили WRC не могут рассчитывать на непрерывную электрическую тягу, поэтому от двигателя внутреннего сгорания мощность должна доставляться на обе оси. Опять же, на спецучастках протяжённостью более 30 километров, невозможно представить, что заряда аккумуляторов хватит, чтобы постоянно создавать дополнительный крутящий момент с помощью электродвигателей на каждой оси. Да и такое решение слишком сложное, чтобы быть реализованном для столь экстремальных условий, как ралли. Наиболее вероятным вариантом сегодня кажется, что электрическая поддержка должна периодически, по требованию водителя, приходить на одну из осей, хотя это может привести к увеличению износа шин.

Если мы взглянем на тот небольшой опыт тестирования этой технологии для ралли, то инженеры Citroën Racing подключили электродвигатель 125 кВт к задней оси Citroen C4 WRC HYmotion 4 (на фото), сохраняя при этом, как мы уже говорили полный привод от бензинового двигателя. Французскому автомобилю удавалось увеличить запас хода на 40 км, что позволило снизить расход топлива на 30% на автомобильных дорогах при движении с постоянной скоростью.

Мы говорим о технологии, существующей уже более 11 лет, поэтому надеемся, что технические специалисты FIA постараются добиться улучшения эти показателей. Литий-ионный аккумулятор, тогда, стоял над топливным баком, хотя, несомненно, в новом регламенте будет предусмотрена возможность реконфигурации, чтобы добиться правильного распределения массы и понизить, насколько это возможно центр тяжести. Гибридный C4 WRC имел четыре режима работы: максимальной рекуперации для секторов связи; режим 100% электрический; обычный (только с использованием ДВС); и гибридный, когда двигатель внутреннего сгорания с электрическим работали одновременно, что позволяло получать до 300 Нм крутящего момента.

Если введение гибридов не было сюрпризом, то решение FIA отказаться от традиционного для Чемпионата мира по ралли правила, — использовать шасси серийных транспортных средств им стало. Одним из пунктов решения Всемирного Совета по автоспорту предусмотрено, что производители могут строить собственные шасси на трубчатом каркасе, а это уже больше похоже на прототипы. Мы можем ожидать вариант, когда автомобиль разрабатывается и строится специально для соревнований с использованием, как назвала FIA «декоративных элементов» от серийного автомобиля, который он будет напоминать лишь силуэтом.

Мы сталкиваемся с тем, что можно назвать современной Группой S. Автомобили, созданные специально для ралли без тех ограничений, которые предполагает использование серийного шасси, с последующей его адаптацией и модификацией, чтобы добиться конкурентоспособности в гонках. Дополнительные возможности открывает разрешение масштабировать размеры более крупных автомобилей до определённых правилами. Это положение позволит использовать (или имитировать) автомобили сегмента C, а не только сегмента B.

Наверно, это самая масштабная реформа нормативно-правовой базы в истории Чемпионата мира по Ралли! Внедрение гибридизации наряду с трубчатыми шасси, это самые значительные изменения когда-либо осуществлённые, даже при переходе от Группы 4 к Группе B, от Гр. B к Гр. A, или при сокращении объёма двигателя в WRC с 2,0 до 1,6, как и при введении World Rally Car текущего поколения. И это может произойти с новым техническим регламентом.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.