Томми Мякинен

Томми Мякинен. Биография

Томми Мякинен (Tommi Antero Mäkinen) родился 26 июня 1964 года в деревне Пууппола, близ Ювяскюля (Финляндия).

В возрасте 21 года, в 1985 году, Мяккинен собрал достаточно денег, чтобы купить свой первый раллийный автомобиль Ford Escort RS 2000. Это была хорошая машина, чтобы приобрести опыт вождения. Первое ралли Мякинен проехал в классе юниоров в октябре 1985 года, и сразу занял третье место. Мастерство приходило быстро. В 1986 году, но даже приобрел более мощный Ford Escort RS 2000 BDA, но монопривод уже не позволял расти его таланту.

И в 1987-м, Мякинен приобрел Lancia группы N с приводом на четыре колеса. Он сразу же привлек к себе много внимания, впервые стартовав на домашнем этапе Чемпионата мира по ралли, хотя все завершилось вылетом с дороги.

Приведя свою Lancia Delta HF 4WD в порядок, Мякинен поставил себе более реалистичную цель — Чемпионат Финляндии в группе N. И в 1988 году он стал чемпионом своей страны в классе N4.

После победы в финском чемпионате Мякинен начал использовать Lancia Delta Integrale, подготовки итальянского частного гаража. И хотя в 1989 -м он выиграл Арктическое ралли Лапландии (этап Чемпионата Европы), обслуживание машины было очень дорогим. Мякинен испытывал экономические трудности, с которыми ему помогли справиться Юха Канккунен и Тимо Йоухки (финский инвестор и бизнесмен, в дальнейшем менеджер Томми Мякинена). Они направили его на профессиональную автоспортивную подготовку.

Профессиональную подготовку Мякинен начал в 1990 году с изучения английского языка, после чего он получил одного из лучших штурманов в мире Сеппо Харьянтеена, который до этого работал с Тимо Салоненом. На период накопления опыта, а также для участия в соревнованиях, был приобретен в Германии Mitsubishi Galant VR-4 группы N. В ходе сезона он одержал 3 победы в категории PWRC на этапах Чемпионата мира по ралли, и занял 6 место в общем зачете в Новой Зеландии. Тем не менее, Мякинен так и не получил профессиональное рабочее место в чемпионате.

В 1991-м  Мякинен продолжал соревноваться в группе N, но с помощью Ханну Миккола получил возможность проехать два этапа в Чемпионата мира за Mazda Rally Team Europe на Mazda 323 GTX группы А. Томми показал свои навыки, опередив чемпиона мира по ралли 1983 года Ханну Микколу в Ювяскюля и закончив ралли на пятом месте. И хотя RAC-ралли закончилось поломкой, более важным было то, что менеджеры профессиональных команд оказались заинтересованными.

В 1992 году у Мякинена был выбор из двух вариантов: Nissan или Subaru. Мякинен выбрал Nissan Motorsports Europe, и ошибся. Японский автомобильный завод после двух этапов WRC объявил о сокращении программы, а затем вообще покинул серию. Договор мечты сжался всего до четырех этапов Чемпионата мира.

В 1993-м он несколько раз стартовал в Чемпионате мира за частный гараж Astra Racing на Lancia Delta HF Integrale. На неконкурентоспособном автомобиле результаты были красивы: два четвертых и одно шестое место. Mitsubishi заинтересовался Мякиненом, но в последний момент, решили нанять Армина Шварца, потерявшего место в команде Toyota.

В следующем году все позиции в заводских командах были вновь заняты. Выступая на переднеприводном Nissan Sunny Gti, Мякинен уже рассматривал возможность завершения карьеры, когда Mitsubishi объявила, что ищет замену Шварцу. Это открыло возможность Мякинену осенью стартовать за Mitsubishi Ralliart на Ралли Сан-Ремо. Тут еще и Форд предложил бесплатно выступить в конце июля на оставшемся от Мики Биазьона заводском Ford Escort RS Cosworth на Ралли 1000 озер. Мякинен ухватился за соломинку, поехал, и даже одержал свою первую победу в WRC.

В конце июля 1994 Мякинен снова стоял перед выбором: либо Ford, либо Mitsubishi. Томми выбрал Мицубиси, а затем весь мир наблюдал за успехами этого дуэта.

Ралли 1000 озер 1996 - Томми Мякинен - Мицубиси
Mitsubishi Lancer Evolution III

Первый титул чемпиона мира за рулем Mitsubishi Lancer Evo III Мякинен выиграл в 1996 году досрочно, за две гонки до окончания сезона.

Ралли Франции 1997 - Томми Мякинен - Мицубиси
Mitsubishi Lancer Evo IV

За следующий титул пришлось бороться с Колином Макрейем до последнего километра последнего этапа, который, однако, закончился победой Макрея и чемпионством Мякинена на Mitsubishi Lancer Evo IV с преимуществом в одно очко.

Ралли Каталонии 1998 - Томми Мякинен - Мицубиси
Mitsubishi Lancer Evo V

В 1998-м Мякинен опять боролся за мировой трофей в ралли до последнего этапа чемпионата, но теперь уже с Карлосом Сайнсом. Перед заключительным RAC Ралли Мякинен лидировал в серии с преимуществом лишь в два очка, но из-за аварии его Mitsubishi Lancer Evo V ему пришлось прервать гонку уже в самом начале. Казалось, что титул упущен. Но автомобиль испанца Карлоса Сайнса остановился за несколько сотен метров до финиша последнего спецучастка из-за неисправности двигателя. Мякинен получил третий титул чемпиона мира по ралли.

Ралли Акрополис 1999 - Томми Мякинен - Мицубиси
Mitsubishi Lancer Evo VI

В 1999 году волнений было не так много, как годом ранее, и Мякинен на Mitsubishi Lancer Evo VI выиграл чемпионат у англичанина Ричарда Бернса с отрывом в 7 очков.

2000 и 2001 годы уже были не так удачны для Мякинена в Mitsubishi, оба сезона он закончил на третьем месте.

На сезон 2002 года Мякинен перешел в Subaru. Однако, этот переход не привел к взлету результатов финна, и в 2003-м, третьим местом на RAC ралли Мякинен завершил выступления в WRC.

За свою карьеру Мякинен поехал в общей сложности 139 этапов Чемпионата мира по ралли, из которых он выиграл 24. Мякинен пять раз подряд побеждал на Ралли Финляндии и четыре раза подряд на Ралли Монте-Карло.

После завершения карьеры Томми Мякинен основал у себя на родине в Пууппола фирму по подготовке раллийных автомобилей Tommi Mäkinen Racing. Автомобили производятся в сотрудничестве с японской Subaru. Фирма также оказывает вспомогательные услуги и осуществляет обучение для ралли.

Toyota Yaris WRC
Томми Мякинен на презентации команды Toyota GAZOO Racing

В 2015 году Тойота определилась со структурой команды, с которой японский бренд вернется в Чемпионат мира по ралли  в 2017 году и Томми Мякинен был назначен её руководителем. Более того, новая команда базируется и строит Toyota Yaris WRC 2017 в Финляндии.

Еще о Томми Мякинене:

Toyota Yaris WRCМякинен возглавил команду Тойты в WRC

Томми Мякинен - Тойота - 2015Мякинен определил график подготовки к возвращению Тойоты в WRC

Toyota Yaris WRC - Юхо Ханнинен - ТестыПервые тесты Toyota Yaris WRCРалли Швеции 2017 - ПодиумПервая победа Toyoya Yaris WRC