Ралли Швеции 2018 - Себастьен Ожье - М-Спорт Форд

Ралли Швеции 2018. Отчаянная тактика Ожье

Ралли Швеции 2018 завершилось весьма сенсационно. Бельгиец Тьерри Невилль стал всего лишь третьим не скандинавом (если к скандинавам относить и финнов), победившим на этом этапе. Вторым стал ирландец Крейг Брин, c лучшим результатом в карьере. А среди скандинавов на третьем месте отличился норвежец Андреас Миккельсен, впервые поднявшийся на трибуну в форме Hyundai Motorsport… Но после финиша ралли фанаты дискуссировали не об этом, а гадали, что произошло с Себастьеном Ожье на старте Power Stage?

Так, что же произошло?

Оказавшись после победы на Ралли Монте-Карло в Швеции в положении «водителя снегоуборочной машины», Ожье быстро понял, что в сложившихся условиях хороший результат ему не светит. Перед последним спецучастком он был лишь десятым, к тому же, стартуя четвёртым, имел мало шансов и на бонусные очки.

Чемпион мира и его команда решили задержать Fiesta №1 на старте Power Stage. Это обеспечивало лучшую позицию на дороге и конкурентное преимущество, позволяющее получить 5 бонусных очков за самое быстрое время.

Ралли Швеции 2018 - Себастьен Ожье - М-Спорт ФордРиск почти оправдался, так как Ожье установил второе время, получив четыре очка. Но из-за пенализации он потерял 10-е место и 1 очко. И тут его товарищ по команде Элфин Эванс «опаздывает» на следующий контроль времени с таким расчётом, чтобы к Ожье вернулось десятое место и дополнительное очко. Всё было согласно действующим правилам. Однако некоторые поклонники называют это обманом.

Руководитель M-Sport Ford Малкольм Уилсон не скрывал, что всё было сделано умышленно:

«Это даёт ему четыре дополнительных балла для защиты чемпионского титула и доказывает, что мы были бы в ритме, если бы всё не было против нас».

Со своей стороны Ожье напомнил:

«Это было решение команды. В течение многих лет я борюсь за изменение правила, касающегося порядка старта. В конце концов, это чемпионат мира, и каждый пытается выступить лучше и использовать все шансы, чтобы набрать очки.

По крайней мере, на этом спецучастке, мы получили возможность набрать очки. Я бы предпочёл приехать сюда и получить шанс реально бороться за победу или же подиум, но это не было возможно с самого начала этого уик-энда».

Эта ситуация лишь верхушка айсберга из серьёзных проблем в нынешнем регламенте WRC. Интересную трактовку правил вызвала реальная проблема, заключающаяся в порядке старта. На данный момент лидер чемпионата открывает дорогу в первый день ралли. На второй и третий день участники стартуют в обратном порядке текущей классификации. На гравийных ралли (а их большинство в календаре) быть первым на дороге — недостаток, из-за потрясающего эффекта потери времени. Причём, если потерять много времени в первый день, то можно оказаться в первых рядах стартующих и на следующий день тоже. Собственно это и произошло с Ожье на прошедшем этапе в Швеции.

Зачем было введено это правило?

Порядок старта в WRC — это всегда споры. До 2011 года на гравийных ралли было общим трендом замедлиться в субботу, чтобы получить лучшую позицию на дороге в последний день. Автомобили просто останавливались перед финишем спецучастка. Поэтому, все водители поддержали решение распределять стартовые позиции по результатам шейкдауна: сначала выбирает самый быстрый, затем второй, и так далее. Это действительно было хорошее решение. Как и во многих других моторных видах спорта, F1, WEC, DTM, MotoGP, самый быстрый получал преимущество.

Почему это правило изменилось?

В 2013 году в чемпионате появился Volkswagen Motorsport и сразу выиграл 76% всех ралли. На следующий год уже 92%. Конечно, это сделало серию предсказуемой и скучной.

В результате, руководящий орган WRC принял правило формирования стартового порядка, ставшее известным как «Анти-Ожье». Дошло до того, что лидер чемпионата открывал дорогу первые два дня, и лишь на третий порядок менялся на обратный. Даже автомобили, возвратившиеся по «Ралли 2», чтобы избежать радикальных последствий стартовали позади остальных автомобилей WRC. Это означало, что лидер чемпионата оставался первым на дороге на 70-90% протяжённости маршрута этапа. Причём из-за обратного порядка старта плохая стартовая позиция, скорее всего, ждала его и в воскресенье. Начиная некоторые ралли, лидер чемпионата знал, что не имеет никаких шансов их выиграть или хотя бы быть на подиуме.

Помогло, но не сильно. В последнем для Volkswagen 2016 году, команда выиграла 64% этапов.

Чем вызвана ситуация в Швеции?

В этой истории есть и другая сторона – Power Stage. Он был введён по одной причине — дать водителям стимул ехать на последнем спецучастке быстро, а не только удерживать позиции. Это идея с достоинствами и недостатками, но в целом хорошая. С 2017 года бонусные очки получают 5 быстрейших водителей. Сравните, 25 очков за победу в течение трёх или четырёх дней, и 5 очков, то есть 20%, всего за один «доп»! Больше действий, больше драмы! Это показывает значение Power Stage в сегодняшнем WRC. Победы во всех 13 Power Stage, обеспечивают 65 баллов. Одно это гарантирует место в ТОП-10 по итогам чемпионата.

Теперь сведём дебет с кредитом. За опоздание на контроль времени — штраф 10 секунд за каждую минуту. После 30 минут автомобиль исключается из ралли. То есть, чтобы получить преимущество на Power Stage, пилот должен жертвовать позицией в общем зачёте. За 8-е место дают 4 очка. Видимо не имеет смысла терять 4 очка, чтобы попытаться получить 5. К тому же, водитель ещё должен суметь преобразовать лучшее положение на дороге в хороший результат. А это не гарантировано. Поэтому, вероятность повторения ситуации, как в Швеции, мала.

Но остаётся третья сторона, этическая. То, что Ожье пожертвовав 1 очко в общем зачёте, попытался получить 5, пусть и путём манипуляций с правилами, можно понять и принять. Но когда команда заставляет другого водителя манипулировать правилами, чтобы вернуть это очко «жертвователю» — это уже не спорт, а «беспроигрышная лотерея».

Неужели Себастьен Ожье забыл, как в Citroen его заставляли пропускать Лёба к победам, и что он при этом чувствовал?

Фото: Nikos Katikis; SOPHIE GRAILLON

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.