Ралли Сафари 1974 - Йогиндер Сингх - Мицубиси

Ралли Сафари 2020. Спорт или политика?

Многих удивила новость о том, что промоутер Чемпионата мира по ралли подписал с правительством Кении соглашение о том, что Ралли Сафари стало официальным событием кандидатом в WRC. Тем более, что церемония проходила не больше, не меньше под контролем самого президента FIA.

Возвращение WRC в Кению стало важным политическим ходом для иерархии ФИА, поскольку африканский автоспорт представлен там множеством членов, и если они увидят, что важны для федерации, то будут решительно поддерживать нынешнее руководство своими голосами.

Не видно другой причины воскрешения Ралли Сафари, учитывая, что последний раз оно проводилось как этап WRC в 2002 году.

За последние два десятилетия весь облик WRC изменился до неузнаваемости, и этапы соответствующим образом перестроились.

Неприятность в том, что и формат возрождающегося в WRC Ралли Сафари будет вынужден претерпеть похожие изменения, что лишит его того очарования, которое поклонники так лелеют.

Уже в 2002 году ралли подвергалось критике за то, что оно утратило характер периода своего расцвета. Этап 2020 года неизбежно уйдёт ещё дальше.

Ралли Сафари 1984 - Бьорн Вальденгорд - Тойота
Toyota Celica Twincam Turbo победителя Ралли Сафари 1984 Бьорна Вальденгорда

Почитаемые традиции Сафари предусматривают действия на большом разнообразии ландшафтов, охватывающие значительные расстояния, и сталкивающиеся с экстремальными препятствиями на местности, характерными скорее для внедорожных ралли.

Это, а также открытый характер маршрута, который содержал риск неожиданных встреч с посторонними транспортными средствами и дикими животными, выдвигало огромный спектр технических проблем, которые требовали строить автомобили специально для этого ралли.

Существовала также впечатляющая свобода обслуживания и использования вертолётов для сервиса и проверки безопасности маршрута.

Всё это требовало дорогостоящих испытаний и подготовительных работ. Это было приемлемо для команд 17 лет назад, в годы, когда команды не были обязаны участвовать в каждом этапе чемпионата, и их бюджеты были более гибкими.

Сафари ралли 1987 - Ханну Миккола - Фнди
Ханну Миккола и Арне Херц (Audi 200 Quattro) на Сафари Ралли 1987

Действующие в WRC правила сильно изменились с тех пор. Это касается как порядка проведения ралли, так и конструкции нынешних автомобилей. Возникает вопрос, — насколько эта сокровенная традиция все ещё доступна?

Одно из условий ФИА заключается в том, что спецучастки должны проходить по закрытым дорогам. Но это не самая большая проблема, стоящая перед организаторами современного Ралли Сафари.

На последнем «Сафари» в WRC это было достигнуто путём перемещения «допов» в безлюдные районы. В настоящее время политика заключается не в закрытии дорог общего пользования, а в использовании дорог на частных землях.

Существует множество пригодных для соревнований частных поместий, например, поместье Delamere к югу от Накуру и поместье Del Monte около Тики, обладающие живописным разнообразием. Сложнее будет найти вблизи этих спецучастков подходящее место для сервисного парка.

Более сложной проблемой является создание современной инфраструктуры ралли. Придётся навёрстывать 17-летнее отсутствие опыта. Государственное финансирование может гарантировать, что всё будет организовано в соответствии с современной практикой WRC, а не под давлением коммерческих интересов влиятельных местных бизнесменов.

Но будет ли это финансирование достаточным, чтобы пригласить иностранных специалистов и экспертов в области снижения разрушающего воздействия на дорожное покрытие, рекогносцировки маршрута и контроля над зрителями? Многие ли из них рискнут поработать на неизведанной территории? Не будет ли препятствовать их приглашению национальная гордость?

Несмотря на то, что последние ралли «Сафари» прошли по не закрытым дорогам, так-как соревнования не привлекли большого количества зрителей, промахи в обеспечении безопасности не были сильно заметны.

Возвращение «Сафари» на уровень WRC может привлечь больше местных жителей, которые захотят насладиться необычным событием, а так же наиболее преданных поклонников из Европы. Поэтому просчёты в процедурах безопасности могут стать катастрофическими.

Готов ли Кенийский автоспорт к такому возвращению? Чемпионат Африки по ралли находится на очень низком уровне и очень плохо продвигается, хотя Чемпионат Кении является одной из наиболее активных национальных серий на континенте.

Но вспомните, как ещё за несколько дней до того, как WRC впервые отправилась в Японию, в командах был значительный ажиотаж. А когда они прибыли туда, стала очевидной реальная ситуация, — отсутствие широкого информирования о ралли в стране. Команды вдруг поняли, что мероприятие не принесло рекламного эффекта. Не случится ли подобное в Африке?

К тому же, из-за весьма заметного притока денег в эти небогатые районы, будет трудно сдержать рост преступности, мошенничества и коррупции со стороны полицейских, сотрудников таможни, местных предприятий и предпринимателей.

В этом году представителей промоутера WRC ограбили под дулом пистолета в Аргентине. В Кении же около 20 лет назад на улицах Найроби в светлое время суток ограбили участников ралли…

Это тот мир, в который хотят окунуться нынешние команды WRC? Вопрос даже не в том, сможет ли промоутер WRC вернуть Кению, а кто сейчас действительно нуждается в «Сафари»? Болельщики, промоутер и организаторы, — или само FIA?

P.S.

Конечно, соглашение о проведение ралли-кандидата совершенно не гарантирует возвращение Ралли Сафари в календарь WRC в 2020 году. Возможно, на этом политические игры и закончатся.

Подробнее о календаре WRC

Календарь WRC. Больше этапов, — меньше тестов

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.