Ралли Австралии 1991 - Юха Канллунен - Лянча

Мы помним тебя, Lancia!

Конец марки Lancia становится всё ближе. Группа FCA прекратила работу немногих, до сих пор остававшихся активными европейских веб-сайтов Лянча. Франция, Швейцария, Германия, Голландия и Испания больше не имеют официальных представительств итальянской марки во Всемирной паутине. В настоящее время активен только итальянский сайт Lancia, но и это, скорее всего, ненадолго. Бренд уходит из Европы и уединяется в своём последнем уцелевшем бастионе в родной Италии.

Грустно, что нам остаётся лишь вспоминать золотые годы итальянской марки, вписанные в историю мирового ралли. Потому что Lancia культовая команда, которая пережила времена Группы 4, Группы B и доминировала на начальном этапе Группы А. Потому что её помнят и любят тысячи раллийных фанатов.

Fulvia, Stratos, 037, S4 и Delta Integrale. Имена раллийных автомобилей, которые побеждали и у которых был свой особый характер. И каждый нёс совершенно иную философию, чем соперники.

Ралли Монте-Карло 1972 - Сандро Мунари - Марио Мануччи - Lancia Fulvia 1,6HF
Ралли Монте-Карло 1972, Сандро Мунари, Марио Мануччи, Lancia Fulvia 1,6HF

Fulvia показала, что купе с 1,6 литровым V-образным двигателем мощностью 130 л.с. и передним приводом может быть конкурентоспособным против мощных заднеприводных автомобилей. Она смогла в 1972 году выиграть высшую награду проводившегося в те годы Международного чемпионата по ралли для производителей, предшественника Чемпионата мира по ралли.

Stratos стала революцией сама по себе. Не только благодаря своему эффектному внешнему виду, созданному Bertone (для многих это самый красивый раллийный автомобиль в истории), но и своей концепцией. Раньше гоночный автомобиль создавался из дорожного автомобиля, но Lancia Stratos HF с самого начала создавалась как серийный автомобиль, предназначенный для участия в ралли.

Ралли Монте-Карло 1977 - Сандро Мунари - Лянча Стратос
Сандро Мунари и его Лянча на пути к 4-й победе на Ралли Монте-Карло в 1977 году

Он получил облегчённый трубчатый каркас и кузовные панели из стеклопластика, «зверский» атмосферный V6 от Ferrari Dino мощностью 240 л.с., расположенный в базе. В результате получился уникальный по тем временам автомобиль. На нём в общей сложности одержано 17 побед в WRC и, выиграно последовательно три чемпионата производителей с 1974 по 1976 год. А в 1977 году Сандро Мунари выиграл Кубок FIA среди пилотов ралли.

С приходом Группы B в начале восьмидесятых годов Lancia и Abarth последовали философии, заложенной в Stratos и сделали ставку на лёгкий центральномоторный заднеприводный раллийный автомобиль. Lancia Rally 037 дебютировал в 1982 году на Корсике, однако, он столкнулся с автомобилем другой концепции, полноприводным Audi Quattro.

Ралли Санремо 1983 - Маркку Ален - Иллка Кивимаки - Lancia Rally 037
Ралли Санремо 1983, Маркку Ален, Иллка Кивимяки, Lancia Rally 037

Только благодаря низкой надёжности немецкой модели в 1983 году Лянча вырвала титул среди производителей. 037 досталось только шесть побед в WRC. Однако, именно этот автомобиль первым примерил легендарную ливрею Martini Racing. Её цвета сопровождали итальянские автомобили до начала девяностых.

Lancia Delta S4 получила полный привод и ряд инноваций, позволяющих противостоять доминирующим в группе B Peugeot и Audi. Но она появилась слишком поздно, в самом конце 1985 года. S4 достался только один сезон, чтобы доказать свою конкурентоспособность. После трагической аварии Тойвонена и Кресто на Тур де Корс 1986 года, история Группы B завершилась.

Ралли Олимпус 1986 - Маркку Ален - Лянча
Ралли Олимпус 1986, Маркку Ален, Илкка Кивимяки, Lancia Delta S4

Благодаря применению турбонаддува в сочетании с механическим компрессором, удалось получать максимальную тягу четырёхцилиндрового двигателя в более широком диапазоне оборотов. Говорят, что на некоторых этапах он выдавал более 600 л.с. В общей сложности пять побед на всего 11 ралли и никаких титулов. Правда, пилот команды Маркку Ален 11 дней побыл чемпионом мира, но это другая история.

Мы так и не увидели весь потенциал Lancia Delta S4. Она родилась слишком поздно и осталась без вознаграждения.

Раллийная история Лянча не закончилась на этих легендарных моделях. Они создали ещё один автомобиль, который до появления Volkswagen Polo R WRC являлся самым успешным в истории ралли. Delta Integrale была выведена Lancia на раллийные трассы в 1987 году под названием Delta HF 4WD и стала абсолютным королём Группы А. Шесть титулов подряд среди марок, четыре среди пилотов и 46 побед в период с 1987 по 1992 год. Для сравнения, Volkswagen ушёл из WRC c четырьмя титулами для марок, четырьмя для пилотов и 44 победами.

Ралли Монте-Карло 1987 -Юха Канккунен - Лянча
Lancia Delta HF 4WD Юхи Канккунена на Ралли Монте-Карло 1987 года

В 1992 году завершились отношения между Martini и Lancia, а в конце сезона команда попрощалась и с Чемпионатом. Однако Delta Integrale продолжила жизнь в частных командах, таких как Jolly Club. Но они не достигли такого же успеха, как официальная команда.

Lancia была самый оперативной и сообразительной в интерпретации новой спецификации Группы «A». Она, прежде всего, сохранила полный привод, который в сочетании с мощным 2,0 турбо-двигателем сделал Delta Integrale полностью непобедимой в последнюю треть восьмидесятых годов. Когда такие бренды, как Toyota или Ford, смогли среагировать, легенда итальянского производителя уже стала великой, отчасти компенсируя неполученное в Группе B.

И вот, спустя 25 лет после завершения этого доминирования, мечта снова увидеть лавры вокруг эмблемы Лянча гаснет. Владельцы обрекли компанию на забвение. В то время, когда Peugeot отдаёт дань своему прошлому на «Дакаре», Toyota вернулась в WRC, чтобы продолжить работу, прерванную в середине девяностых, и можем ожидать скорое возвращение Форда, пришло время попрощаться с Лянча…

Добавить комментарий

Войти с помощью: