Маркку Ален. Биография

Маркку Аллан Ален (Markku Allan Alén) обладатель Кубка FIA по ралли 1978 года,  родился 15 февраля 1951 г. в Хельсинки (Финляндия).

Маркку Алену, одному из «летучих финнов», не посчастливилось получить титул чемпиона мира по ралли. В 1978 году, когда он оказался сильнейшим водителем в Чемпионате мира по ралли, среди пилотов разыгрывался только Кубок FIA.

Но мы не будем заниматься казуистикой, особенно в такой день, и заслуженно поставим Маркку Алена в один ряд с официальными чемпионами мира.

Бензин в кровь Маркку попал еще при рождении, так как его отец был чемпионом Финляндии по мотогонкам на льду. Видимо поэтому, Ален в своем первом ралли в 1969 году на Renault 8 Gordini, финишировал девятым. А ведь это было знаменитое Ралли «Тысяча озёр».

В 1973 году, когда Ралли «Тысяча Озёр» стало этапом только что созданного Чемпионата мира по ралли, он был уже вторым.
Может быть благодаря этому успеху, сезон 1974 года Маркку Ален начал в команде мирового уровня — FIAT. Тогда никто не мог предположить, что он отдаст машинам итальянского концерна 16 лет, принося победы и разделяя неудачи.
На хрупком Fiat 124 Abarth Rallye в 1975 году Ален завоевал сою первую победу в WRC на Ралли Португалии.

А в 1977 году его победа на Ралли Португалии и третье место в Новой Зеландии за рулем Fiat 131 Abarth стали весомым вкладом в завоевание Фиатом первого мирового титула среди производителей.

Маркку Ален - Ралли Португалии 1978 - ФИАТ
Fiat 131 Abarth Маркку Алена идет к победе на Ралли Португалии в 1978 году

На Fiat 131 Abarth в 1978 году, Маркку Ален берет 5 подиумов, в том числе 2 победы, что приносит FIAT второй титул среди производителей. Добавив к этому победы на Ралли Санремо и Джиро д’Италия за рулем Lancia Stratos HF, завоевывает Кубок FIA для пилотов.

Маркку Ален - Ралли Санремо 1978 - Лянча
Lancia Stratos HF Маркку Алена на Ралли Санремо 1978 года

В последующие три года Ален стабильно приносил FIAT по одной победе и нескольку подиумов, пока команда не завершила выступления в Чемпионате мира.

С 1982 года он начинает учить ездить Lancia Rally 037. И уже в 1983 году завоевывал на ней 5 подиумов, в том числе 2 победы (как в 1978), а Lancia выиграла чемпионат производителей.
А ведь в этот и последующие годы Алену на заднеприводной Lancia Rally 037 приходится бороться сначала с полноприводными Audi Quattro, затем с Peugeot 205 T16 группы «Б». И ему удается не только регулярно подниматься на подиум, но и выигрывать у них.

Ралли Корсики 1984 - Маркку Аллан Ален - Илкка Кивимяки - Lancia Rally 037
На Ралли Корсики 1984 Маркку Ален и Илкка Кивимяки на Lancia Rally 037 победили второй год подряд

Наконец, получив в 1986 году более конкурентоспособную Lancia Delta S4 Ален начал борьбу за титул чемпиона мира. Но в конце сезона, из-за истории c дисквалификацией и апелляцией Peugeot, были отменены результаты Ралли Сан-Ремо, на котором Ален одержал победу. Титул достался Юхе Канккунену на Peugeot 205 Turbo 16, а Маркку Ален довольствовался титулом вице-чемпиона.

Ралли Олимпус 1986 - Маркку Ален - Лянча
После захватывающей дуэли с молодым Юхой Канккуненом, Маркку Ален побеждает на Ралли Олимпус 1986, и на 11 дней становится чемпионом мира среди пилотов

В 1987 и 1988 годах Ален выигрывает по три гонки, но этого не хватает, и он становится бронзовым и серебряным призером Чемпионата мира соответственно. Победа на Ралли Ирландии 1988 года становится последней для Маркку Алена.

ралли Португалии 1987 - Маркку Ален - Лянча
Свой рекорд из пяти побед на Ралли Португалии Маркку Ален установил еще в далеком1987 году на Lancia Delta HF 4WD

В 1989 Lancia выпускает Алена только на три ралли. Ему 38 лет, но он чувствует, что еще может бороться и побеждать.

И в 1990 году Ален перешел в команду Prodrive, начавшую продвигать Subaru Legacy в Чемпионате мира. Затем в 1992 году в команду Toyota. Но побед больше не было, всего несколько подиумов. И после аварии на Ралли «Тысяча Озёр» в 1993 Маркку Ален завершил карьеру в ралли.

Но оставаться вне руля такой гонщик не мог. В 1995 году он поехал по две гонки в DTM и ITCC. В 1996 и 1997 годах участвовал в Trophy Andros.

Чтобы отпраздновать свое 50-летие в 2001 году Маркку Ален стартовал за рулем Ford Focus WRC на любимом Ралли Финляндии и финишировал на респектабельном для ветерана 16 месте в общем зачете.

Он также дважды участвовал в ралли-рейде Париж-Дакар в классе грузовиков.

С 2010 года Ален, является тестпилотом серийных Ferrari.

Маркку Ален на Rallylegend 2014
Чемпион мира Маркку Ален за рулем Lancia 037 на Rallylegend 2014

А как Маркку Ален зажигал за рулем Lancia 037 на Rallylegend в Сан-Марино в 2014году, вы можете прочитать здесь.