Раллилегенд 2014 - Дидье Ориоль - Ситроен

Дидье Ориоль. Биография

Дидье Ориоль (Didier Auriol), знаменитый французский автогонщик, чемпиону мира по ралли 1994 года родился 18 августа 1958 года в Монпелье на юге Франции.

После окончания учебы Ориоль работал водителем в скорой помощи, а ралли начал заниматься в 1979 году с подачи старшего брата. В 1982 году он выиграл свою первую гонку, Ралли дю Керси за рулем Ford Escort RS2000 розового цвета.

С 1983 года он начал выступать на этапах Чемпионата Франции и Чемпионата Европы по ралли на Renault 5 Turbo, и был назван французскими журналистами «Надежда года 1983».
В 1984 году Ориоль дебютировал на этапе Чемпионата мира Ралли Корсики (сошел по техническим причинам).

В 1986 году дилер MG предоставил Ориолю Metro 6R4, на котором он выиграл Чемпионат Франции по ралли. После этого он становился чемпионом Франции еще трижды.

С 1987 года, после отмены Группы B, Ориоль получил Ford Sierra RS Cosworth, на котором в 1988 году выиграл свой первый этап в WRC Ралли Корсики. С тех пор он стал основным специалистом и рекордсменом этого ралли. Из 17 стартов он 6 выиграл и еще 3 раза финишировал на подиуме.

Тур де Корс 1990 - Дидье Ориоль - Лянча
Лидером по числу побед на Тур де Корс — Ралли Франции является Дидье Ориоль — 6 раз. На снимке он и Бернар Очелли на Lancia Delta Integrale 16V на Корсике в 1990 году.
Фото из коллекции: Rainer Nyberg ‏@RainerNyberg1

В 1989 году Ориоль перешел в команду Martini Lancia, где он оставался в течение четырех сезонов и управлял последовательно тремя версиями, доминирующей в то время Lancia Delta Integrale. В 1990 году он стал вице-чемпионом мира В 1992-м, за рулем последней эволюции автомобиля, он выиграл шесть этапов в сезоне (рекорд был превзойден Себастьеном Лебом лишь в 2005 году). Но из-за плохих результатов на других этапах и схода на последнем из них, Ралли RAC, Ориоль уступил титул чемпиона мира Карлосу Сайнсу.

Ралли Новой Зеландии 1994 - Дидье Ориоль - Тойота
Toyota Celica Turbo 4WD (ST185) Дидье Ориоля на Ралли Новой Зеландии 1994.
Фото: Olivier Delhez

В 1993 году Ориоль перешел в Toyota и выиграл свой первый этап для команды, Ралли Монте-Карло. Но эта победа оказалась единственной в сезоне. Зато в следующем году на Toyota Celica Turbo 4WD (ST185) он выиграл Ралли Корсики, Аргентины и Сан-Ремо и на заключительном этапе, в Великобритании, снова претендовал на победу в чемпионате, борясь с Сайнсом. Несмотря на неудачное впечатление на ралли он стал чемпионом мира после того, как испанский водитель вылетел с дороги в последний день. Таким образом, в 1994 году Дидье Ориол стал первым французом, выигравшим титул чемпиона мира по ралли.

В 1995 году он взял первую победу на Celica GT-Four ST205 на Тур де Корс. Тем не менее, позднее, на Ралли Каталонии, Toyota была уличена, в использовании незаконного устройства в турбонаддуве для увеличения мощности двигателя, и была исключена из зачета чемпионата 1995 года и дисквалифицирована на следующий год.

Оставшись без места в заводской команде, в 1996-м Ориоль только дважды стартовал в чемпионате мира. В 1997 еще дважды выступил за частные команды, и наконец возвратился в Toyota Castrol Team, которая возобновила выступления в Чемпионате мира с новой Toyota Corolla WRC. Ориоль выступал за Toyota до её ухода из WRC по окончании сезона 1999 года и завоевал за это время две победы.

Ралли Китая 1999 - Дидье Ориоль и Дени Жироде - Тойота
Единственными победителями этапа WRC в Китае (555 China Rally 1999) остаются Дидье Ориоль и Дени Жироде на Toyota Corolla WRC

В 2000 году Ориоль оказался в SEAT за рулем Seat Cordoba WRC Evo2. Благодаря своему опыту, Ориолю удалось захватить третье место на подиуме на Ралли Сафари в Кении и начать развивать третью эволюцию Кордоба WRC. Однако, в конце сезона испанский производитель тоже ушел из WRC.

Ориоль вновь пришлось искать место и на сезон 2001 он все-таки договорился с Peugeot. На Peugeot 206 WRC Ориоль вновь выиграл в Ралли Каталонии. Эта победа оказалась последней в его карьере в Чемпионате мира.

На 2002 год Ориоль опять остался без места, но ему удалось заключить контракт с командой Skoda на 2003 год, где Ориоль был ответственным за развитие Skoda Fabia WRC. 2003-й стал последним полным сезоном Дидье Ориоля в WRC.

Но его последний старт в WRC пришелся на 2005 год, когда он за рулем Peugeot 206 WRC стартовал на Ралли Монте-Карло (сошел из-за неисправности двигателя).

За свою карьеру в Чемпионате мира по ралли Дидье Ориоль принял 153 старта и 20 из них выиграл, попутно став быстрейшим 554 спецучастках. Большая часть этих успехов состоялась на асфальтовых трассах, за что он получил прозвище «Шевалье асфальта».

Казалось бы на этом можно поставить точку, но в 2008 году Ориоль снова участвует в ралли, стартуя на Fiat Abarth Grande Punto S2000 на трех этапах, IRC, в том числе на Ралли России. В 2009 году — на 77-м Ралли Монте-Карло, (тогда этапу IRC) за рулем Peugeot 207 S2000. К сожалению все эти старты закончились сходами.

И по сей день, Дидье Ориоль регулярно выступает на различных ралли. Об одном из таких стартов, Ралли Канарских островов 2015 мы писали.