35 лет назад Бьерн Вальденгорд стал первым чемпионом мира по ралли

35 лет тому назад мир узнал имя первого в истории чемпиона мира по ралли. Им стал швед Бьорн Вальдегорд (Björn Waldegård; 12 ноября 1943 — 29 августа 2014).

Чемпионат мира среди пилотов был впервые проведен в 1979 году и заменил проводящийся ранее Кубок FIA.

За титул первого чемпиона мира вели упорную борьбу Ханну Миккола и Бьорн Вальдегорд, выступавшие за команду Форд. Управляя Ford Escort RS1800 Вальдегорд захватил лидерство в чемпионате по очкам начиная со второго этапа — Ралли Швеции. Но благодаря победе Микколы в Португалии, и относительной неудачи (6 место) Вальдегорда на Сафари ралли (Кения), они сравнялись. На победу шведа в Греции (Акрополис ралли) финн ответил победой в Новой Зеландии. Лишь третье место в Финляндии и победа в Канаде (Ралли Квебек), при неудачах Микколы, позволили Вальдегорду закрепиться на лидирующей позиции.

Форд Эскорт
Форд Бьерна Вальдегорда на пути к победе на Ралли Акрополис 1979 года

Судьба титула могла решиться уже на предпоследнем этапе в Великобритании (RAC Rally). Но Миккола был неудержим и выиграл этап. Вальдегорд боролся как мог, но получил прокол, сломал домкрат и финишировал лишь девятым.

Разрыв между претендентами сократился до 12 очков, и у Микколы оставались шансы выиграть титул на последнем этапе в Кот-д’Ивуаре. Но благодаря пяти победам своих гонщиков Ford уже получил долгожданный титул среди производителей в WRC и решил не ехать в Африку!

Интригу возродил Mercedes, предложив обоим лидерам чемпионата продолжить борьбу на купе Mercedes 450 SLC 5.0. К счастью, Ford не возражал.

После изнурительной борьбы 14 декабря 1979 года Миккола финишировал первым на Ралли Кот-д’Ивуар. Вальдегорд финишировал вторым, что позволило ему завоевать титул. Причем, благодаря сложной системе подсчета очков, когда в зачет шли только семь лучших результатов, его преимуществом составило всего одно очко.

Первый чемпион мира по ралли Бьорн Вальдегорд родился в Римбо (Швеция). Участвовать в гонках начал в 1962 году в 19 лет и уже в 1967-м выиграл чемпионат Швеции.

С 1968 года Бьорн выступал за заводскую команду Porsche и одержал свою первую победу на международном уровне в Ралли Швеции.

В Чемпионате мира участвовал с первого ралли после его учреждения, ралли Монте-Карло в 1973 году, до своей аварии на ралли Сафари в 1992. В этот период он выиграл 16 этапов и 35 раз поднимался на подиум. Одержав в 1990 году в возрасте 46 лет свою последнюю победу на Ралли Сафари, он по сей день остается самым возрастным победителя этапа чемпионата мира.

Завершив карьеру в WRC швед не повесил шлем на гвоздь. Так, в середине 1970-х Вальдегорд принимал участие в чемпионате Европы по ралли-кроссу на Porsche Carrera RSR, а в 2011-м выиграл гонку классических машин Восточно-африканское Сафари в своей любимой Кении.

Большой Бьорн, как называли его шведы, в последний раз сев за руль раллийной машины летом 2014 года на фестивале скорости в Гудвуде. Он продемонстрировал уверенный пилотаж на Toyota Twincam Turbo.