Ралли Санремо 1986 - Юха Канллунен - Пежо

30 лет назад чемпион мира определился в суде

Прошло три десятилетия, как автомобили Группы B последний раз участвовали в Чемпионате мира по ралли. Эти «звери», которые находились на самом высоком уровне эффектности, были запрещены после нескольких несчастных случаев со смертельным исходом, в том числе с Хенри Тойвоненом на Корсике.

Сезон 1986 года стал последним, в котором болельщики смогли насладиться проходом этих автомобилей по спецучасткам. Едва ли другой сезон чемпионата мира по ралли оставил столь глубокий след. Семь официальных команд производителей: Peugeot, Lancia, Audi, Ford, MG, Citroen и Renault, были зарегистрированы в чемпионате. Они использовали самые высокие технологии при создании автомобилей 205 Turbo 16 E2, Delta S4, Sport Quattro S1, RS 200, 6R4, BX 4TC и 5 Maxi соответственно. Каждая из этих моделей располагала производительностью, никогда ранее не виданной в ралли, с невероятной приёмистостью и мощностью двигателя (от 400 до 600 лошадиных сил в зависимости от используемого давления турбонаддува).

Однако, не только мощные автомобили и катастрофы, но и скандалы не позволяют забыть этот сезон. Ведь чемпион в том году определился не на трассах ралли, а в суде FISA (предшественницы FIA).

Чтобы спустя 30 лет лучше понять, почему так произошло, следует возвратиться на 28-е Ралли Санремо.

В первый день на гравии экипажи французской Peugeot Talbot Sport опережали своих соперников из итальянской команды Martini Lancia. С начала второго дня ралли тенденция сохранялась, пока не был проведён СУ22 «La Selva».

Бруно Саби, один из официальных водителей Peugeot, получил прокол, и был вынужден потратить несколько минут, на замену колеса. Возможно, этот эпизод является ключом к технической ошибке, которая возникла при передаче данных хронометража по радио, а возможно и нет. Но на финише спецучастка, пилоты, находящиеся на вершине рейтинга ралли получили время не соответствующее действительности и отличающееся даже на несколько минут.

Так Мики Биазьону, выступавшему на Lancia Delta S4, записали 4’43”, вместо 6’40”, отмеченных его штурманом Тициано Сивьеро. Аналогично, Дарио Серрато, тоже из команды Lancia, назначили время 8’05”, на минуту лучше реального результата.

Андреа Занусси на Peugeot в гонке фактически показал 6’36”, но хронометрист спецучастка в контрольной карте отметил 5’52”, а в протоколе оказалось 7’25”.

С этого момента ралли погрузилось в хаос. Лидеры опасаясь, что этот эпизод может стать решающим для исхода гонки, обратились к комиссии спортивных комиссаров. Одновременно Peugeot обжаловал изменения времени для Занусси на СУ22.

Тем временем на третий день гонка перешла с гравия на асфальт. Но всё внимание было привлечено к пресс-релизам и слухам, то подтверждающим, то опровергающим, что результаты спецучастка «La Selva» могут быть отменены. Атмосфера становилась всё более и более напряжённой.

Шёл уже четвёртый и заключительный день ралли, когда в 10 часов комиссары собрались, чтобы принять официальное решение относительно проблемы с результатами спецучастка под номером 22.

Одновременно поползли слухи, что Peugeot 205 T16 E2 номер 9, т.е. француза Саби, был извлечён из закрытого парка технической комиссией, чтобы проверить на возможное наличие аэродинамических элементов в нижней части корпуса, незаконно установленных ночью. Такие элементы, называемые «юбками», могли повысить производительность 205-го на быстрых мощёных улицах на решающем отрезке гонки.

Напомним, что после упомянутой выше аварии Тойвонена, FISA запретила использование любых аэродинамических элементов, расположенных под днищем автомобиля и призванных создавать граунд-эффект.

Время шло, и в сюрреалистической атмосфере напряжённости и противоречий, все больше и больше вырисовывалась дисквалификация трёх оставшихся в гонке заводских Peugeot 205 T16 E2. Против французской команды были выдвинуты обвинения, что под автомобилями были установлены плоскости, с целью создания прижимной силы и, следовательно, получения значительного преимущества в условиях асфальта.

В 17:45 пришло первое официальное сообщение, подтверждающее дисквалификацию Канккунена (на заглавном фото), Саби и Занусси в дополнение к полной отмене СУ22. В результате весь пьедестал Ралли Санремо заняли экипажи Lancia. Маркку Ален одержал победу, вторым стал Дарио Черрато, а третьим Мики Биазьон.

Жан Тодт, директор Peugeot Sport, немедленно обратился с просьбой об изъятии одного из автомобилей, чтобы продемонстрировать в аэродинамической трубе, что признанные незаконными плоскости не создают аэродинамического эффекта, и установлены только для защиты механических элементов от камней.

Почти через две недели после Ралли Санремо, один из автомобилей Peugeot был подвергнут серии тестов в аэродинамической трубе. Моделировались две разных ситуации: первая на 110 км/ч, вторая на 140 км/ч, как при наличии, так и отсутствии так-называемой «мини-юбки».

Результаты испытаний подтвердили, что установленные Peugeot элементы не выполняют аэродинамической функции, а служат лишь для защиты размещённых в нижней части автомобиля баков от камней.

Однако если сравнить полученные данные с теми, что зафиксированы в аналогичных условиях для Lancia Delta S4 Группы B, возникают значительные и необъяснимые расхождения, особенно, относительно прижимной силы при 140 км/ч: до 300 кг на Дельте, и всего 38 кг на 205-м.

Такая существенная разница между двумя автомобилями вызывает некоторое недоумение экспертов. Некоторые утверждают, что испытания, организованные Пежо не очень корректны, так как проведены в отсутствие движущейся под автомобилем ленты, необходимой, чтобы убедиться в существовании или отсутствии эффекта Вентури, т.е. влияния земли.

Остаётся много и других вопросов. Например: почему на гравийных спецучастках спорные защитные элементы не были уставлены, а на асфальтовых были? Неужели французская команда считала, что на асфальте в Лигурии камней больше, чем на грунтовых дорогах Тосканы?

12 ноября Peugeot направил апелляцию в FISA и попросил принять решение до Олимпус Ралли, финальной гонки сезона чемпионат мира. Но Федерации тянула время.

Тем временем, на грунтовых дорогах Северной Америки развернулся решающий поединок между Юхой Канккуненом и Маркку Аленом. Они шли очень плотно и на большей части гонки, отрывы были минимальны. В конце концов, пилот Lancia выиграл ралли и чемпионат, но призрак возможной отмены или изменения результатов итальянского этапа FISA, которая всё перевернёт в турнирной таблице чемпионата, парил в воздухе.

Ралли Олимпус 1986 - Маркку Ален - Лянча
После захватывающей дуэли с молодым Юхой Канккуненом, Маркку Ален побеждает на Ралли Олимпус 1986, и на 11 дней становится чемпионом мира среди пилотов

Окончательное решение пришло 18 декабря. Исполнительный Суд FISA, собравшийся в Париже, объявил об отмене результатов Ралли Санремо. В результате, Юха Канккунен, к удивлению поклонников ралли, в первый раз, и всего в 25 лет стал чемпионом мира. А Маркку Ален побыл чемпионом всего 11 дней, так и оставшись в истории ралли королём без короны, с кубком FIA среди пилотов 1978 года.

Это стало последним эпизодом короткой истории Группы B. Прошло 30 лет, а споры поклонников Lancia и Peugeot по «делу о мини-юбках» не затихают и сегодня. Но это и хорошо, ведь пока мы помним… Peugeot 205 T16, Lancia Delta S4, Audi Quattro и другие, остаются более настоящими, чем когда-либо.

Добавить комментарий

Войти с помощью: