Ралли Монте-Карло 1997 - Пьеро Льятти - Фабриция Понс - Субару

20 лет World Rally Car

Двадцать лет много или мало? В 1997году в Чемпионате мира по ралли началась эпоха World Rally Car (Мировых раллийных автомобилей), которые были призваны сменить Группу A. Инновационный технический регламент принёс новую концепцию ралли. За 20 сезонов сменилось два поколения этих автомобилей. В чемпионате следующего года бороться за высшие титулы будет уже третья генерация автомобилей WRC.

Круглая дата и очередная смена поколений заставляют нас вспомнить некоторые моменты истории этого класса раллийных автомобилей.

  1. Пьеро Льятти принёс первую победу для World Rally Car в Чемпионате мира по ралли.

Subaru и Ford первыми представили свои автомобили WRC в ноябре 1996 года, и японский бренд победил в номинации лучший дебют в чемпионате мира. Итальянцы Пьеро Льятти и Фабриция Понс написали первую страницу истории новой категории на Ралли Монте-Карло 1997 (заглавное фото), опередив Карлоса Сайнса на Ford Escort WRC и Томми Мякинена на Mitsubishi Lancer Evo IV Группы А.

В конце сезона 555 Subaru WRT стала чемпионом мира среди производителей. Однако Мякинен не дал новому классу стать доминирующим, выиграв личный титул на Mitsubishi Группы А.

  1. Самая эфемерная Suzuki SX4 WRC.
Ралли Акрополис 2008 - Тони Гардемайстер - Сузуки
Ралли Акрополис 2008, Тони Гардемайстер, Suzuki SX4 WRC

Один сезон и два этапа. Столько продолжался проект Suzuki в высшей категории. После успехов с Ignis и Swift S.1600, японцы думали, что они могли бы быть конкурентоспособными и с грандами. Его лучший результат, два пятых места Пера-Гуннара Андерссона в 2008 году в Японии и Великобритании и один выигранный Тони Гардемайстером на Ралли Японии спецучасток.

Не добившись немедленного успеха, Suzuki не только вышла из чемпионата, но и уничтожила все официальные SX4 WRC. Говорят, что один экземпляр сохранился у основателя Suzuki World Rally Team «Монстра» Тадзимы. Ещё одна точная копия гоняется на Барбадосе.

Но более короткой была карьера Subaru Impreza S14 WRC ’08, всего девять ралли в 2008 году за официальную команду.

  1. Семнадцать чемпионских титулов для водителей, из них 13 у французов.
Ралли Франции 2005 - Себастьен Лёб - Даниэль Элена - Ситроен
На Tour de Corse — Rallye de France 2005 Себастьен Леб и Даниэль Элена на Citroen Xsara WRC выиграли «Большой шлем», показав лучшее время на шейкдауне, на всех 12 спецучастках (341,8 км) и победив в ралли
Фото: Tým

По статистике, девять чемпионатов выиграл Себастьен Лёб и четыре Себастьен Ожье. Остальные, два у Маркуса Гронхольма, один у Ричарда Бернса и один у Петтера Сольберга. В этот период ещё три титула выиграл Томми Мякинен, но он выступал на автомобилях Группы A.

  1. World Rally Car не мог выиграть титул для водителей до 2000 года.
Ралли Италии 2000 - Маркус Гронхольм - Пежо 206
Маркус Гронхольм и Peugeot 206 WRC на Ралли Италии в 2000 гуду.
Фото: Petr Fitz

Пока Маркус Гронхольм на Peugeot 206 WRC не сломал гегемонию Mitsubishi Evo Группы A. Финн выиграл четыре ралли и занял второе место ещё на трёх. Чтобы выиграть чемпионат, ему пришлось до конца бороться с Ричардом Бернсом на Subaru Impreza WRC.

  1. Латвала и Ориоль, самый молодой и самый возрастной победитель на World Rally Car.
Ралли Швеции 2008 - Яри-Матти Латвала - Форд
Ford Focus RS WRC ’07 Яри-Матти Латвалs на Ралли Швеции 2008

Яри-Матти Латвала, вероятно, один из самых талантливых водителей мирового уровня. Быстрый но не всегда стабильный, финн дебютировал в чемпионате мира в 17 лет (Ралли Великобритании 2002). Он является самым молодым пилотом, одержавшим победу на этапе Чемпионата мира по ралли. Яри-Матти было 22 года и 313 дней, когда он выиграл Ралли Швеции 2008 за рулём Ford Focus RS WRC ’07.

В противном случае, изворотливый Дидье Ориоль имеет честь быть самым возрастным победителем этапа Чемпионата мира по ралли. В последний раз француз занял вершину пьедестала, пилотируя Peugeot 206 WRC на Ралли Каталонии 2001 в возрасте почти 43 лет.

  1. Рекордное количество участников в категории WRC на Ралли Великобритании 2002.
Ралли Великобритании 2002 - Петер Сольберг - Субару
На Ралли Великобритании 2002 Петер Сольберг на Subaru Impreza S7 WRC ’01 одержал свою первую победу в WRC.
Фото: Petr Fitz

Финал чемпионата того сезона стал важной вехой. Не менее 38 автомобилей категории WRC (8 марок) стартовали из Ньюкасла. Среди присутствующих был даже чемпион MotoGP Валентино Росси. Его первый старт на Peugeot 206 WRC закончился в небольшом овраге. А на финише у стен замка Кардифф Петтер Сольберг праздновал свою первую победу в чемпионате мира.

  1. Построен, но не стартовал.
Proton Putra WRC
Proton Putra WRC

Proton Putra WRC был одним из проектов, который так и не материализуются. Построенная Prodrive модель не получила одобрение малазийского бренда и прототипы, наверно, пылятся где-то в ангарах компании. Основанная на Mitsubishi Mirage/Asti/Lancer 5-го поколения Putra в варианте WRC была, тем не менее, наполнена компонентами Impreza и последовательной коробкой передач Hewland (SEAT Córdoba WRC и Škoda Octavia WRC имели такую же экипировку). Жаль, что так и не вышла в свет.

Не постигнет ли такая участь Volkswagen Polo R WRC 2017?

  1. Двенадцать автомобильных марок и более 30 моделей.
Тур де Корс 2008 - Себастьен Леб - Ситроен
Tour de Corse — Rallye de France 2008, Себастьен Леб и Даниэль Элена на Citroën C4 WRC.
Фото: Martin Stanislav

С разной степенью успеха, почти все основные бренды присутствовали в чемпионате мира. Возглавляет рейтинг Citroen с восемью титулами чемпионов мира среди производителей. За французским брендом следует Volkswagen, полосу из четырёх побед подряд которого оборвал «Дизельгейт». Третью ступень пьедестала занимает Peugeot с тремя коронами. Далее две у Ford и по одной у Subaru и Toyota. Mitsubishi стала чемпионом в 1998 году с автомобилем Группы A.

  1. Самый короткий дебют. Skoda в Монте-Карло 1999.
Škoda Octavia WRC
Škoda Octavia WRC

Škoda Octavia WRC Амина Шварца проехала всего несколько метров от стартового подиума в Монако, когда у неё отказало сцепление. Павел Сиверия также сошёл на СУ1 из-за поломки усилителя руля.

И в течение остальной части сезона чешская машина не снискала много успехов. Ни один из автомобилей не закончили первые три этапа чемпионата мира. Наилучший результат был показан в последней гонке года, четвёртое место у Бруно Тири.

  1. Два российских подиума в WRC.
Ралли Италии 2012 - Евгений Новиков - Форд
На Ралли Италии 2012 Евгений Новиков на Ford Fiesta RS WRC занял 2-е место

Евгений Новиков является самым успешным российским пилотом в Чемпионате мира по ралли. На автомобиле категории WRC он стартовал 42 раза с 2009 по 2013 год. Его высшим достижением стали два вторых места, завоёванные за рулём Ford Fiesta RS WRC на Ралли Португалии и Ралли Италии в 2012 году.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.